11 Июнь 2014
 Июнь 11, 2014
9 июня в Лицее-интернате естественных наук состоялся форум (проблемно-консультативный круглый стол) по теме «Развитие дистанционного образования в Саратовской области».

9 июня в Лицее-интернате естественных наук состоялся форум (проблемно-консультативный круглый стол) по теме «Развитие дистанционного образования в Саратовской области». Напомним, предложение ЛИЕН о проведении подобного мероприятия было поддержано в ходе IV (очередного) заседания Общественного совета при Министерстве образования Саратовской области, состоявшегося 28 мая.

Обсудить тему и выработать вектор дальнейшего продвижения современных форм обучения собрались педагоги Саратова и Саратовской области, представители государственных и муниципальных органов управления образованием. Вопросы дистанционного образования становятся все более актуальными: несмотря на то, что уровень информатизации и технической оснащенности школ растет год от года, проблема получения качественного образования по всей территории Саратовской области, по-прежнему, среди главных в повестке дня. Возможно ли создать такие условия, при которых каждый школьник региона был в равных условиях при получении общего образования? Можно ли уже сейчас использовать потенциал лучших специалистов-предметников удаленно? На эти и другие темы сами педагоги искали ответы в рамках оживленной дискуссии.

На форуме были представлены презентации уже существующих и успешно работающих дистанционных курсов по некоторым школьным предметам. Так, например, своим опытом поделились учитель биологии ЛИЕН Сергей Спрыгин и учитель математики ЛИЕН Екатерина Калугина, учитель химии Елена Остроумова и учитель информатики Инна Смирнова (СОШ №33, гор. Энгельс), а также учитель математики СОШ №7 Загипа Топенева.

Экспертную оценку текущему уровню развития дистанционного образования дала ректор Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования — Ирина Ильковская. Директор Центра «Позитив», педагог-психолог Людмила Федкулина прокомментировала психологическую сторону дистанционного образования.

Педагоги сошлись во мнении: будущее — за дистанционным образованием. Но, главная цель, которой должны отвечать любые формы обучения, это высокое качество знаний, которые даются ребенку. 

«Есть и вторая сторона дистанционного образования. Его опасность в том, что мы можем столкнуться с проблемами социализации детей. Кроме того, разработка универсальных курсов по школьной программе — это высочайшая ответственность и вопрос контроля качества конечного продукта», — отметила Ирина Ильковская.
В процессе обсуждения периодически возникали вопросы к педагогическому сообществу, власти, родителям. Например, как мотивировать и без того загруженных учителей на создание собственных дистанционных курсов и программ, будет ли поддержка со стороны государства — сейчас подобную работу можно отнести скорее к «подвижничеству». Как привлечь детей к уже созданным программам — оказалось, что проекты по совмещению очного обучения и дистанционного в некоторых школах уже есть. Сложности могут возникнуть и с осуществлением контроля и обратной связи при переходе на дистанционные формы обучения.

В продолжение дискуссии о том, каким могут быть формы дистанта для в общем образовании, выступил директор по развитию ЛИЕН Дмитрий Коннычев. Дмитрий Викторович поделился с коллегами своим видением темы.
«Говорить о полном переходе на дистанционное обучение, конечно, рано, но, мы в начале пути. Наш форум — это первый важный шаг. На мой взгляд, практика формата МООК (Массовые открытые онлайн курсы), которая применяется в высшем образовании зарубежными странами, может быть перенесена и в среднюю школу. Площадки МООК, если коротко, предполагают, что лучшие читают лекции для всех. Аудитория и потенциал подобного проекта широки, в том числе и в средней школе», — отметил Коннычев, предложив коллегам включиться в работу по созданию первого МООКа для школ Саратовской области.

Участники форума, в целом, идею поддержали. Директор компании «Софит-Компьютерные системы» Александр Волоцкий добавил, что необходимо обратиться и к практике соседних регионов, например, Татарстана, где успешно работают «Центры компетенций».
В завершении форума были сформулированы предложения в адрес Министерства образования Саратовской области для рассмотрения и возможного практического использования. Кроме того, все материалы круглого стола будут доступны на сайте ЛИЕН, в специально созданном разделе «Лаборатория дистанционного образования»

Предлагаем ознакомиться с текстом резолюции:

1. Сформировать рабочую группу (межшкольную творческую лабораторию) из представителей заинтересованных в теме дистанционного образования образовательных организаций.

2. Провести семинар-совещание с представителями муниципальных органов управления сферой образования с целью выявления образовательных организаций, способных сформировать узлы сетевого взаимодействия по развитию дистанционного обучения в муниципальных образованиях региона.

3. Провести анализ организационных, правовых и экономических условий осуществления дистанционного обучения в регионе и перспективы их развития.

4. Объявить творческий конкурс среди коллективов общеобразовательных организаций на разработку содержания и «дорожных карт» реализации курсов по дистанционному образованию на различных уровнях общего образования.

5. Сформировать контактную базу педагогических работников общеобразовательных организаций, которым интересна тема разработки и практического применения элементов дистанционного обучения в классическом учебном процессе.

.