22 Август 2014
 Август 22, 2014
О региональной системе социально-психологической поддержки участников образовательного процесса

О региональной системе социально-психологической поддержки участников образовательного процесса

Уважаемые коллеги!

В настоящее время специалисты все чаще делают упор на гуманизации образования: индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, внимательном отношении к каждому ребенку, создании в школе атмосферы психологического комфорта. От этих факторов напрямую зависит развитие наших детей, физическое и психическое здоровье участников образовательного процесса, а также устойчивый эмоциональный настрой, на котором базируются внутригрупповое взаимодействие и межличностные отношения в школьном коллективе.

Отрадно, что в Перечне поручений по итогам майского Обращения Губернатора к жителям Саратовской области в мае 2014 года нашла свое отражение необходимость создания системы психологической поддержки учащихся в общеобразовательных организациях области

К настоящему времени министерство образования Саратовской области предприняло ряд практических шагов, направленных на формирование региональной инновационной модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения участников образовательного процесса, уникальность которой состоит в тесной связи просвещения в вопросах налаживания межличностных отношений и обучения здоровому образу жизни. Разрабатываемый проект предусматривает не только на преодоление уже имеющихся психологических проблем учителей, учащихся и их родителей, но и профилактику новых.

Уже сейчас произведена ревизия авторских научно-практических разработок психологов, педагогов и врачей, имеющих непосредственное отношение к указанной теме и в разные годы успешно прошедших апробацию в образовательных и медицинских учреждениях области.

Функции по внедрению новой модели возложены на региональный Центр практической психологии и инклюзивного образования, который начнет свою работу при Саратовском областном институте развития образования с сентября 2014 года. Планируется, что новые программы будут внедряться специалистами при непосредственном участии общественности. Это позволит учесть различные точки зрения и избежать возможных издержек в процессе реализации проекта.

Особое внимание будет уделено проблемам детей с ограниченными физическими возможностями. Также специалистами разрабатываются программы по преодолению подростковой агрессии и девиантного (т.е. отклоняющегося) поведения, истоки которых находятся не только и не столько в школе, сколько в семье. Взаимодействие с родителями или опекунами на всех этапах взросления и развития ребенка, а также постоянное повышение профессиональных компетенций психологов и педагогов являются основным залогом успеха предпринимаемых шагов.
Не секрет, что половина суицидов совершается подростками в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Значительный процент подростковых самоубийств имеет протестный характер и тесно связан с межличностными конфликтами, а также проблемами со здоровьем. Предполагается, что совместная работа специалистов – врачей, психологов, педагогов, социальных работников – будет в немалой степени способствовать разрешению многих медицинских и психологических проблем участников образовательного процесса. Например, будет реализован опыт преподавания специалистами регионального минздрава в общеобразовательных учреждениях области профильных дисциплин. Такой подход позволит педагогам, учащимся и их родителям получать практические навыки и знания, которые помогут сформировать у подростков привычку к здоровому образу, прийти к пониманию необходимости сбережения своего здоровья. О нужности такого подхода неоднократно упоминал в своих выступлениях глава региона.

В совместной работе по созданию инновационной региональной модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения участников образовательного процесса принимают активное участие специалисты министерств образования и здравоохранения Саратовской области, а также Общественных советов при них. Проект самой модели в ближайшее время будет доработан межведомственной рабочей группой.

Только за последнее время региональным министерством образования проведено свыше 20-ти профессионально ориентированных и общественных мероприятий, направленных на совершенствование деятельности специалистов, привлечение их к формированию проектных инициатив, развитию активной жизненной позиции психологов и педагогов. По их итогам сформированы соответствующие предложения в адрес министерства образования Саратовской области;

Близится к завершению разработка Положения о главных внештатных специалистах – психологах и социальных работниках – при региональном министерстве образования, что позволит сохранять независимое мнение о ситуации в образовательном процессе и даст возможность осуществлять общественный контроль во время реализации проекта;

-достигнута договоренность между Общественным советом при министерстве образования Саратовской области, Фондом «Национальная премия качества» Российской академии естествознания и Гильдией психологов и педагогов при Торгово-промышленной палате Саратовской области о сотрудничестве в целях реализации совместных просветительских и профессиональных проектов. Планируется также взаимодействие с такими мощными общественными объединениями федерального уровня как «Национальная родительская ассоциация» и «Лига здоровья нации».

Но и это еще не все. При создании новой модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения будет сделан упор на уже имеющихся ресурсах, важнейшими из которых является кафедра социологии и психологии Саратовского областного института развития образования, а также стажировочная площадка распространения в Саратовской области моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Нам также важно сотрудничество с Энгельсским центром психолого-педагогической помощи «Позитив», имеющим многолетний и плодотворный опыт в указанном направлении. Просветительская работа параллельно будет осуществляться в центрах пропаганды здорового образа жизни, функционирующих во всех ресурсных центрах области, а также в школьных центрах здоровья. Муниципальные методические службы и объединения займутся координацией нового проекта на местах, а школьные службы медиации (примирения), создающиеся во всех общеобразовательных заведениях области, станут существенным подспорьем в той большой работе, которую планируется осуществить в ближайшие 7-8 лет.

Уважаемые коллеги! Делая вывод из сказанного, можно отметить, что психологический климат в школе создают и учителя, и родители, и ученики. И от их совместных усилий, а также от нашей помощи — помощи специалистов, представителей органов власти и широкой общественности — во многом зависит, насколько благоприятным он будет!

Благодарю за внимание!

Сергей Владимирович Саратовский, председателя Общественного совета при Министерстве образования Саратовской области

О региональной системе социально-психологической поддержки участников образовательного процесса

О региональной системе социально-психологической поддержки участников образовательного процесса

.