Warning: Undefined array key 9 in /var/www/osovet64.ru/data/www/osovet64.ru/wp-content/plugins/fotorama/fotorama.php on line 73
Warning: Undefined array key 9 in /var/www/osovet64.ru/data/www/osovet64.ru/wp-content/plugins/fotorama/fotorama.php on line 74
Замок и дворец
Дворец представляет собой жилое здание, в котором обитают правитель государства, его наместник, владелец конкретной местности либо просто высокопоставленная особа. Нередко это важный административной объект, поскольку здесь решаются различные государственные дела, но также он является символом власти, что во многом определяет его размеры, облик, оформление. Грандиозные дворцовые ансамбли иногда включали сады, хозяйственные постройки. Территория огораживалась мощными стенами. Это был город в городе. Средневековые дворцы во многих регионах имели крепостной характер. Внутренне убранство при этом могло быть пышным и богатым. Как правило, непременным дополнением дворцом служили парки.
Касл-Ховард, или Замок Говардов. Великобритания .
Замок Вайдахуняд. Будапешт. Венгрия.
С давних времен оформлению входа уделялось особое значение. Они должны были обладать необходимыми функциональными качествами: прочностью и надежностью. Так как ворота являлись «лицом» того сооружения, в которое они ведут, их стремились украшать более богато, чем стены или башни. Объем ворот выделялся из остальных частей укреплений своими размерами. Декор мог включать охранительные магические знаки, геральдику, изображения Бога или святых. Впоследствии ворота теряют свою крепостную функцию, но сохраняют смысловое значение – быть торжественным и красивым входом на территорию того или иного ансамбля.
Романтизм
К концу 18 века появилось невероятное количество ученых, писателей и вообще жизнь становилась похожей на современную. Появлялись городские усадьбы, люди хотели жить красиво.
А тут еще металл в архитектуре догадались использовать, да и до бетона оставалось совсем немного. В целом романтизм позволил строить много дешевых домов, чего не позволял ни один стиль до этого.
Узнать можно по наплевательскому отношению к прямым линиям, законам симметрии. Родился он, как считается, из готики. Но такой, мини-готики. Представьте пряничный домик из сказки – это будет романтизм. Скорее всего с башенкой, высотой в 1-3 этажа, мило украшенный. С балконами и эркерами.
См. также
|
|
Орнамент
Под понятием орнамент подразумеваются архитектурные элементы фасада, предназначенные для визуального выделения отдельных фрагментов здания. Это могут быть оконный или дверной проём, арка, свод, межоконный проём, колонна, стеновая плоскость. Могут быть представлены в виде резного узора, с тематическим изображением, соответствующем тому, к какому стилю относится здание.
Фасадный орнамент Источник s61.radikal.ru
Разновидности орнамента характеризуются иными приёмами, использованием различных узоров, пришедших из древней архитектуры. Наиболее популярными считаются такие виды:
- Кельтские, в которых предпочтение отдаётся зигзагообразным, криволинейным и прямолинейным линиям, геометрическим фигурам.
- Среднеазиатские с письменами, перемежающимися с растительными элементами.
- Греко-римские – ставшие прообразом для украшения зданий Ренессанса и более позднего Классицизма.
- Романские – демонстрирующие возвращение к моде древности и применимое преимущественно к домам, выполненным в стиле средневековых замков.
Барокко
Одним из первых архитектурных стилей Петербурга стал барокко, популярный в Европе на момент основания города в 1703 году. Первые здания в центре строились именно в этом стиле: от Петропавловского собора на Заячьем острове до застройки Университетской набережной.
Пётр I вдохновился барокко, путешествуя по Европе, поэтому главными приглашёнными в Петербург архитекторами стали именно европейские мастера: Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблон.
В барочном стиле строились дворцы, особняки, загородные резиденции, соборы и церкви. Самыми яркими примерами являются Зимний дворец, дворец Строгановых, Смольный, Петропавловский и Сампсониевский соборы.
Для барокко характерен пышный декор, изящество линий, ориентация на эпоху Возрождения и сочетание больших и малых форм. В Петербурге он претерпел изменения с течением временем, поэтому сейчас разделяют Петровское и Елизаветинское барокко.
Петровское барокко
При Петре I барокко было относительно скромным и строгим, чем значительно отличалось от стиля, характерного для Западной Европы. Пётр активно участвовал в проектировании главных зданий, а потому в них заметно выражены его личные предпочтения: стремление к простоте, сдержанной роскоши без излишеств. Таким образом столь непривычная на первый взгляд для России вычурность барокко нивелировалась относительно минималистичной адаптацией при Петре. Эти типичные черты сохранились и при Анне Иоанновне.
Характерные примеры: Кикины палаты, здание Двенадцати коллегий и Летний дворец.
Елизаветинское барокко
Елизаветинское барокко также называют «расстрелиевским» — по имени главного архитектора этого недолгого, но яркого периода. Для него характерна большая пышность, богатая на изящные декоративные элементы как на фасаде, так и в интерьере, зачастую переходящая в рококо. Всего за двадцать лет в этом стиле были построены знаковые петербургские достопримечательности, значительно сформировавший облик центра города: Зимний дворец, Смольный собор, Екатерининский и Большой Петергофский дворец.
Романский
По хронологии можно было бы начать с античности, но ее мы еще увидим. А осознанная архитектурная школа началась с 9 века с Романского стиля. Это типичные средневековые замки, крепостные стены и другие городские постройки.
Узнать можно по отсутствию украшений, узким окнам-бойницам, монументальности, узким проходам и толстым стенам. Архитекторы средневековья только учились делать своды и потолки, которые удерживали бы тяжелую крышу и даже несколько этажей.
Вспомните замки: в романском стиле будут башни и колонны. В России здания этого стиля увидеть можно разве что в Выборге и других крепостях периода Средних веков.
Русский классицизм
Мы, как всегда, немного изменили стиль под себя. В Россию классицизм пришел при Екатерине II. Во всем мире уже отходили от классики в пользу барокко, более украшенного и нарядного стиля. У нас же наоборот, классика пришла на смену барокко.
Популярность стиль снискал за счет своей простоты и минимума декораций, во всяком случае в русском прочтении. Тогда мы активно развивали торговлю, миграцию и приглашали специалистов со всего света. Требовалось быстро, много и красиво застроить хотя бы Москву и Питер. Какие тут украшения? Лишь бы на казарму похоже не было!
Итого в России в классике строили дворцы, больницы, доходные дома и магазины. Для построек незнатных людей украшений домов использовалось по минимуму, а вот стиль соблюдался неукоснительно. Посмотрим на эти здания.
Фабрики и объекты технической эксплуатации
Такого рода сооружения – одни из самых молодых в истории архитектуры. Мануфактуры стали появляться в Европе в начале Нового времени, но настоящая промышленная революция произошла в XIX в. Несмотря на откровенно утилитарный характер таких зданий, их нередко украшали, пусть сдержанно и просто. Так, в России фабрики строили преимущественно из кирпича, и стены зданий могли украшать выложенные из кирпича узоры.
Важным элементом художественной выразительности становятся большие фабричные окна. Для таких объектов характерны строгие, геометризованные формы, выявление инженерной конструкции здания, которую стремятся сделать одним из основных (а иногда и единственных) средств художественной выразительности. Шедевром в данной области стала радио- (впоследствии теле-) башня, построенная инженером В. Шуховым (Шуховская башня) в Москве. Но подавляющее большинство заводов и фабрик – это архитектура исключительно утилитарная. Помимо фабрик существовали и другие производственные сооружения – мельницы, насосные станции.
Мусоросжигательный завод в Вене. Австрия.
Мост Валентре. Каор. Франция.
Наконец, отдельного внимания заслуживает архитектура мостов – и с точки зрения инженерных достижений, и с точки зрения их художественного решения. Непревзойденными строителями мостов в Древнем мире стали римляне. Архитектурные конструкции не только прочны, но и наделены выразительной пластикой и ритмом. В Средние века в Европе мосты могли дополнять при въезде элементами укреплений (мосты в Каоре и Толедо). Впоследствии многие, в особенности городские мосты дополняют декором. В XX в. многие мосты поражают своими эффектными конструкциями.
Кромлехи — каменные круги (4000–3000 лет до н. э.)
4. Кромлех у деревни Свинсайд в Англии. Считается наиболее хорошо сохранившимся из всех похожих сооружений в Западной Европе. Richard Mudhar / Megalithia.com
5. Круг Брогара — кромлех эпохи неолита на острове Мейнленд, Шотландия. Построен между 2500 и 2000 годами до н. э. Кольцо Брогара фигурирует в компьютерной игре Arcanum. Shadowgate / wikipedia.org
Крóмлех (от бретонского «круг» и «камень») — один из видов мегалитических построек времени неолита и главным образом бронзового века. Обычно состоит из больших отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. При раскопках внутри каменных колец находили погребения, каменные топоры, лепную керамику. Кромлехи встречаются в Азии и Америке, но особенно много их в Европе (Франция, Великобритания, Скандинавия, Закавказье). Вероятнее всего, это ритуальные сооружения для погребений и религиозных церемоний. Возможно, кромлехи связаны с солнечным культом и являлись храмами Солнца (по материалам А. Л. Монгайт, БСЭ, 2012).
Что делает архитектор?
Архитектор является профессионалом, ответственным за планирование, организацию и координацию строительства зданий, сочетая аспекты, связанные с комфортом, функциональностью и эстетикой имущества.
Именно архитектор строит план работы, а также выбирает материалы и планировку всей конструкции. Для этого профессионал должен учитывать акустику, техническое обслуживание, освещение, вентиляцию, воздействие на окружающую среду, среди прочих факторов, которые могут повлиять на конечное качество строительства.
В отличие от инженера-строителя, например, работа архитектора направлена на эстетическое и функциональное разрешение работы . С другой стороны, инжиниринг отвечает за решение структурных и технических вопросов проекта, а также материалов, которые будут использоваться.
Курс архитектуры
Чтобы действовать в качестве архитектора, лицо должно иметь диплом о высшем образовании в области архитектуры в учебном заведении, признанном Министерством образования (MEC). Кроме того, недавно закончивший обучение также должен быть надлежащим образом зарегистрирован в Совете по архитектуре и городскому планированию (CAU).
Курсы архитектуры (обычно называемые «Архитектура и урбанизм» в Бразилии) имеют среднюю продолжительность 5 лет
Основное внимание на тренинге уделяется гуманитарным и гуманитарным дисциплинам, но также важно развивать знания в таких областях, как, например, математика и физика
На рынке труда архитектор может действовать в нескольких областях, таких как внутренняя архитектура, промышленная архитектура, реставрация зданий, городское планирование (планирование городского пространства) и т. Д.
Символ архитектуры
Символ формируется из объединения квадрата (вид линейки, используемой для рисунков с точными прямыми линиями) и компаса . Композиция изображения создает представление о Небесах и Земле.
Положение компаса относится к небесному своду, в то время как квадрат символизирует Землю и все закрепленные в ней вещи.
Пилястр и его устройство
Элементы архитектуры, входящие в состав пилястра, внешне напоминают вмонтированную в стену колонну. Фактически это одно и тоже, за исключением того, что на фасаде видна только лицевая часть элемента. Конструктивно они состоят из следующих элементов:
- Основание (база) – нижняя основная часть. Выступает в роли декоративного цоколя главной детали.
- Столб (ствол) пилястры – длинная, вертикально установленная конструкция (полуколонна), на которой фиксируются остальные элементы. По ширине значительно уступает основанию.
- Капитель – может расцениваться, как верхнее основание. По- принципу основания изготавливается шире столба, дополнительно украшается декоративными узорами.
- Абака – верхняя квадратная плитка. Часто украшается резьбой, может принимать разные самые невообразимые (приемлемые основному стилю) формы.
Целостность и гармоничность детали достигается за счёт сочетания всех составляющих. Касается это оттенка, формы, размеров.
Петровское барокко пилястрыИсточник moscowchanges.ru
Раньше пилястры использовали для укрепления несущей конструкции. Они не имели декоративной функции, устанавливались исключительно на фасадах и изготавливались в прямоугольной форме. Только с Эпохи Возрождения деталь обрела иное назначение и стала полноценным архитектурным элементом фасада, несущим декоративную функцию.
История застройки городов, ордерная система
Древние города Греции и Римской империи до сих пор считаются шедеврами далекой эпохи, гимном красоте и величию созидающего человека. Знаменитые здания и памятники античной архитектуры являются достоянием мировой культуры и наследием прогрессивного человечества. По мнению историков и искусствоведов, без фундамента, заложенного в те древние времена, современная Европа не смогла бы существовать.
Поэтому очевидна связь архитектуры исторического города с архитектурой современного города, ведь планирование территории поселения и возведение в нем зданий, называемое градостроительством, осуществлялось с давних времен. Однако принципы эти для различных эпох и стран сильно отличались.
В Древней Греции политическим, религиозным и культурным центром поселения был храмовый комплекс, а от него отходили проложенные по прямоугольной сетке улицы. Античные храмы в Греции начинали строиться по правилам ордерной системы, что впоследствии оказало большое влияние на всю историю мировой архитектуры.
В те времена были основаны и установлены определенные правила соотношения конструктивных частей зданий и их декоративного оформления, что и получило впоследствии название ордера. Конструкция и композиция храмов были основаны на колоннах и балках, которые имели установленную форму и взаимное расположение.
Классическая ордерная система (дорическая, ионическая, коринфская), за многие века претерпевшая эволюционные изменения, сыграла огромную роль в формировании и развитии европейской архитектуры. Однако при строительстве современных общественных зданий она чаще всего используется архитекторами только в качестве стилизации или декоративных элементов.
Поэтому древнегреческая ордерная система в архитектуре современных городов сохранилась преимущественно в исторических памятниках и застройке старых районов.
Начало массового применения в строительстве металла (1830 год)
22. Мост через реку Северн. Архитектор Томас Притчард. 1777–1779 годы. Графство Шропшир, Великобритания. IanGreig / wikipedia.org
23. Открытие железной дороги Ливерпуль — Манчестер, 1830 год. Рисунок А. Б. Клейтона. wikipedia.org
24. Рабочий свинчивает конструкции 443-метрового небоскрёба Эмпайр-стейт-билдинг. Нью-Йорк, США. 1930 г. Lewis Hine / wikipedia.org
Ещё в древности использовались металлические (свинцовые) связи между каменными блоками и стальные тяги, компенсировавшие в арках боковой распор. Идея армировать стены тоже родилась достаточно давно. Так, например, Клод Перро применил её для укрепления кирпичной кладки Лувра, а Суффло — в портике церкви Святой Женевьевы в Париже. В конце того же XVIII века, когда железо сделалось доступнее и дешевле, родилась идея строить сооружения исключительно из металла. Первый чугунный мост (через реку Северн) был построен Томасом Притчардом в 1779 году.
15 сентября 1830 года была открыта первая в мире железная дорога, на которой использовались только паровые машины, а поезда отправлялись чётко по расписанию. Успех этого предприятия предопределил начало «железнодорожной лихорадки», и в следующее десятилетие были построены тысячи километров железных дорог. Рельсы, поначалу предназначавшиеся только для железных дорог, оказались идеальным строительным материалом, из которого легко создаются прочные металлические конструкции. Бурное развитие наземного парового транспорта способствовало росту мощностей металлопрокатных производств, готовых предоставить инженерам любое количество швеллеров и двутавровых балок. Металл дал архитекторам и инженерам совершенно новые возможности. Например, на Всемирной выставке в Париже 1889 года наглядно демонстрировала достижения технического прогресса 300-метровая Эйфелева башня.
По сути, если не учитывать экзотические деревянные структуры и надувные купола, сегодня практически не существует зданий без обилия металлических элементов в конструкциях.
Нечто раскрывающееся
Если вы ищете хорошую книгу для чтения в городке Ньюмаркет, что в канадском штате Онтарио, вам лишь нужно ненадолго забежать в Story Pod, общедоступную библиотеку прямо под открытым небом, которая была разработана канадскими архитекторами фирмы Atelier Kastelic Buffey и представлена прошлым летом.
Как известно, внешность бывает обманчива. Неброская постройка таит в себе приятный сюрприз
Неприметное вначале, чёрное кубическое строение площадью 2,5 на 2,5 метра раскрывается, функционируя как настоящая библиотека в течение дня.
Здесь жители могут отдохнуть и почитать книгу, оставить уже прочитанную для других или взять парочку с собой.
В ночное время двери поворачиваются в исходное положение и снова образуют глухие грани куба. LED-фонари осуществляют подсветку необычной постройки.
Что за странные сооружения посреди парковки? Это прогрессивное городское жилье эконом-класса
Формирование стилей независимо от новизны конструкций (1419 год)
21. Вид на площадь Святейшего Благовещения, Флоренция. Картина Джузеппе Дзокки. christies.com
Эпоха Возрождения дала миру величайшие купола, но с этого момента большие стили возникали уже не столько благодаря строительным новшествам, сколько в результате изменения самой картины мира. Ренессанс, маньеризм, барокко, рококо, классицизм и ампир родились скорее благодаря философам, теологам, математикам и историкам (и в какой-то степени тем, кто ввёл в моду галантные манеры), чем изобретателям новых конструкций перекрытий. Вплоть до эпохи промышленной революции новшества в строительных технологиях перестают быть определяющим фактором в смене стилей.
В правой части иллюстрации — Воспитательный дом, построенный в первой половине XV века. Это одно из первых сооружений в стиле Возрождения, оказавшее огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры. Фасад здания, спроектированный Филиппо Брунеллески и украшенный глазурованными керамическими барельефами скульптора Андреа делла Роббиа, пропагандировал новые эстетические идеалы: гармонию в пропорциях, композиционное и эмоциональное равновесие, а также спокойную поступь метрического ритма.
С появлением во Флоренции Воспитательного дома нищенки получили возможность не бросать своих младенцев в случайных местах, а анонимно оставлять в специальном заведении. Подкидышей выкармливали и растили до совершеннолетия, давали образование и профессию, а достигших брачного возраста и пожелавших выйти замуж девушек ещё и снабжали приданым. Этот проект можно рассматривать как манифест итальянского гуманизма: спасали младенцев, воспитывали нового человека.
Стадионы и иные спортивные сооружения
Стадион также стал изобретением древнегреческих архитекторов. Изначально зрители могли сидеть на склоне холма, идущего параллельно беговой дорожке. Затем с противоположной стороны стали устраивать искусственную насыпь. Наконец, со временем появились каменные ступени и скамьи. Стадионы были значительно уже современных и сильнее вытянуты в длину (стадион Олимпии в Греции). Существовали также крытые колоннады для занятия спортом в жаркую или плохую погоду, бассейны для плавания, ипподромы. Спортивные комплексы украшали колонны, портики, статуи атлетов-победителей.
В Средние века специальных спортивных сооружений не строили: хотя спорт и существовал, спортивные состязания как таковые не устраивались. Среди редких исключений – ипподром в Константинополе (не сохранился). В эпоху Возрождения стала популярна игра в мяч (подобие большого тенниса). Для нее строили отдельные павильоны или залы во дворце.
Олимпийский комплекс «Лужники». Москва. Россия .
Ледовый дворец «Айсберг». Сочи. Россия.
С XVII в. начали возводить закрытые манежи для занятий верховой ездой. Эти сооружения получали красивое оформление (здание Манежа в Москве). Мода на спорт и спортивные состязания возродилась в XIX в., а подлинный расцвет архитектура спортивных сооружений переживает в XX в. В последней трети XX в. была возрождена и форма стадиона. Спортивные сооружения могли решаться в том или ином стиле. Если речь шла о комплексе построек, то они разрабатывались в едином ключе. Так, комплекс «Лужники» в Москве был выдержан в традициях позднего сталинского ампира.
Тема классической архитектуры, восходящей к образам Древней Греции, родины спортивных состязаний, оказалась здесь как нельзя более уместна. Но чаще спорткомплексы строились в радикально новых стилях. Сама специфика сооружений давала широкое поле для применения новых технологий, а тема скорости, движения подсказывала смелые композиционные и дизайнерские решения. Современные конструкции получают интересную художественную трактовку (Ледовый дворец «Айсберг» и другие постройки в Сочи).
Зелёная, органическая архитектура
Зеленое строительство стремится минимизировать отрицательное влияние строительства на природу. Это течение стремится к умеренному и эффективному использованию материалов, энергии и пространства с целью органичного развития экологической системы в целом.Ключевой фактор зеленой архитектуры: применение экологически чистых технологий и ресурсов на каждом этапе строительства, начиная с идеи и планирования, завершая разрушением.
Зелёная архитектура. Офисное здание, Малага, Испания
Архитектор 20 века Ф.Л.Райт впервые использовал термин «органическая архитектура«, сформулировал её принципы и придерживался их в своих работах. Он умел совмещать желания заказчиков с уникальностью окружающей среды. Убедится в этом можно, познакомившись с примерами работ талантливого мастера.
Но не менее (а может и более) органической является архитектура другого великого зодчего Антонио Гауди. Он вдохновлялся формами, наблюдаемыми в природе, и переносил их в свои творения. Храм Саграда Фамилия — яркий пример тому.
Музей
Собрания произведений искусства, роскошных предметов, диковинок создавались уже в эпоху Древнего мира. Но именно в Древней Греции появилось слово «музей» и понятие музея. «Мусейон» – это был храм в честь богинь муз, но в Греции были музеи и в нашем понимании: так, на афинском Акрополе находилась картинная галерея – пинакотека. Позже для художественных собраний выделялись отдельные помещения при дворцах, иногда строились небольшие павильоны в дворцово-парковых ансамблях.
Веком музеев стал XIX в., когда все чаще специально начинают строить музейные здания. Ведущим стилем здесь был классицизм (как напоминание о том, что первые появились в Греции) (ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве, музей Прадо в Мадриде). При выборе стиля могли руководствоваться специализацией музея (Исторический музей и Государственная Третьяковская галерея в Москве). Со временем проекты становились все разнообразнее, музейное здание могло становиться площадкой для творческих экспериментов (музей Гуггенхайма в Нью-Йорке).
Музей К. Моне. Живерни. Франция.
Музей Оскара Нимейера. Куритиба. Бразилия.
Музей Прадо. Мадрид. Испания.