Летучая лисица

Японские приключения

6 сентября 1976 года самолет МиГ-25 был угнан летчиком ВВС СССР Виктором Беленко в Японию (г. Хакодате). Американцы быстро пригнали в японский аэропорт грузовой самолет «Галакси» и перевезли МиГ-25 на свою базу для изучения. Осматривали довольно долго и очень внимательно.

Летучая лисица

Виктор Беленко

Включали станцию, запускали двигатели, облетывали своими самолетами — мерили свер­ху спектр теплового излучения. Разобрались они, не без помощи Беленко, практически во всем. Взяли пробы стекла и метал­ла. Часть аппаратуры при попытках включения даже вывели из строя. Тем временем по дипломатическим каналам была достигнута договоренность о возвращении самолета.

Японцы, чтобы скрыть свое и американских специалистов детальное вмешательство, расстыковали самолет по технологическим узлам и запаковали все в добротные ящики из толстой доски, обитой железом. Так, чтобы вскрыть их быстро и осмотреть было невозможно.

Дело в том, что время для предъявления нами возможных претензий японской стороне было оговорено совместным протоколом — один световой день от восхода до захода солнца и только на борту советского грузового судна. Пришлось потрудиться. Хорошо, что предусмотрели в составе экипажа судна команду высококлассных и физически крепких представителей одной из частей ВВС.

Через пару часов от бронированной тары на глазах смятенных япон­цев ничего не остаюсь, а так называемый экипаж быстро разобрался в том, как они оценили нашу технику, какие секреты им достались и что при этом вывели из строя. Внушительный акт претензий к большому неудовольствию японской стороны вынужденно был ею принят, что в дальнейшем жестко учла советская сторона при взаимных расчетах.

Интересна была оценка самолета и его систем японской и американ­ской прессой по горячим следам этого события. К недостаткам они отнесли следующее: старая элементная база электроники — здесь было трудно не согласиться; неэкономичность силовой установки и многое другое.

Была пущена также в печати утка об отсутствии на борту ка­тапультируемого кресла, затем, правда, американцы поправились, что кресло имелось, но примитивное. Однако следует отметить, что был случай в Горьком, когда пилот катапультировался на Махе 2,67, потом был признан годным к летной работе и летал. А еще раньше летчик военной приемки катапультировался на пробеге с земли.

Что содержалось позитивное в отзывах конкурентов? Главное: и американцы, и японцы утверждали, что идеологически и функционально задачи, хотя и реализованные с помощью слабой электронной базы, технически решены на высочайшем уровне. Автопи­лот, автоматический режим самонаведения, взаимодействие с на­земными системами управления — в общем, вся логика грамотная. Такая приятная оценка в то же время заставляла и заду­маться. Позитивно и правильно оценивалось именно то, о чем им знать было в другой ситуации не положено. Значит, разобрались…

Размножение летучих лисиц

Размножение летучих лисиц имеет сезонный характер и зависит от видов и мест обитания. Так ангольская летучая лисица Камеруна спаривается в сентябре-ноябре, детеныши появляются в феврале. Брачный период Индийской летучей лисицы наступает в июле и длится до октября. Калонги же размножаются в марте-апреле.

Самцы полигамны и  каждый раз выбирают новую самку. В зависимости от вида, детеныши появляются в среднем через 6 месяцев и как правило днем. Детки летучих лисиц  очень любознательны и подвижны, с густой шерстью на спине, без зубов, но с коготками.

Самка-мать выкармливает малыша без участия самца. Когда заканчивается период кормления молоком, она носит лисят на себе к месту кормежки. А когда лисенок подрастает он остается ночью один и ждет, когда мать принесет еды. Через год юный крылан становиться половозрелым и начинает жить самостоятельно.

В чужом небе

МиГ-25 активно участвовал в разного рода военных конфликтах. Так, в частности, в Египте в ходе войны на истощение два МиГ-25Р и два МиГ-25РБ проходили испытания, совершая разведывательные полеты с 10 октября 1971 года по март 1972 года над Синайским полуостровом, оккупированным Израилем.

Израильские истребители F-4 и Mirage III несколько раз совершали вылеты на перехват МиГов, ни в одном случае выпущенные ракеты не попали в цель. Использование израильтянами ЗРК HAWK также оказалось бесполезным.

Вот что вспоминал заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Владимир Гаврилович Гордиенко:

— В Египте мы летали на МиГ-25 с ограничениями по числу Маха М=2,83. Тем не менее в одном из полетов наш летчик-испытатель А. С. Бежевец вы­скочил за 3 Маха.

Когда мы у него спросили: «Что же ты, Алек­сандр Саввич, нарушаешь инструкцию?» — прижатый данными объективного контроля, он ответил: «Если бы ты сам там сидел, то и на этом Махе ты бы самолет подгонял, когда по тебе пускают ракету». Ну а, в общем, достать нас там никто не мог.

Популярные статьи  Эутерии

Летучая лисица

Владимир Гаврилович Гордиенко

Случались в небе Египта и курьезы. Назначаем вылет, но обнаруживаем на трассе полета над Синаем уже подкарауливающие нас «Мира­жи» и «Фантомы». Тогда сменили тактику. Назначаем пробы двига­теля, пробежки, рулежки, а сами даем летчикам команду на взлет. После первого такого несанкционированного взлета было впечат­ление, что весь египетский наземный персонал авиабазы бросился куда-то звонить.

Во время взлета и посадки нас прикрывали самолеты МиГ-21. Пара «двадцать первых» проходит над полосой, и я вслед за ними взлетаю. В четырех километрах сзади меня еще пара. Через несколько минут я уже на Махе — 2,5! Все! Никто уже достать не мог!

Советские МиГ-25 принимали участие в ходе войны в Сирии. 13 февраля 1981 года на перехват двух израильских разведчиков RF-4C взлетел сирийский МиГ-25. При приближении перехватчика «Фантомы» развернулись на обратный курс и использовали средства РЭБ.

Через минуту из-за облака помех в области нижней полусферы появился истребитель F-15 (МиГ-25 имел ограничения в обнаружении в нижней полусфере). В этот момент сирийскому пилоту поступали сильные шумовые помехи по радио, и он не услышал команду с земли на отворот. На встречном сближении с дистанции 25 километров F-15, пилотируемый израильтянином Бенни Зинкером, запустил ракету и сбил МиГ-25. Так произошла первая в истории воздушных боев встречная ракетная атака и гибель советского самолета.

В другом бою сирийский МиГ-25 захватил израильский самолет и произвел пуск ракеты за 25 км и также сбил его. Израильский летчик катапультировался над морем. Сторожевые катера подобрали спасательный жилет и пакет с сигнальными средствами, хранящийся в катапультном сиденье.

МиГ-25 участвовали и в ирано-иракской войне. Советские самолеты с советскими летчиками совершали разведывательные полеты над Израилем, Турцией и Ираном. Причем последний после полетов потребовал от США продать ему перехватчики F-14, появление которых и положило конец советским разведывательным полетам.

На счету МиГ-25 единственная официальная потеря американской авиации в воздушных боях «Бури в пустыне» — F/A-18, сбитый в первую ночь войны в 1990-м.

В 1970-е годы советские разведчики МиГ-25 выполняли разведывательные полеты над Ираном. Истребителям F-4D ни разу не удалось перехватить советские самолеты.

Последнее боевое применение МиГ-25 было зафиксировано в 2000 году. Два самолета МиГ-25РБ ВВС РФ по согласованию с Кыргызской Республикой летали для разведки состава сил боевиков Исламского движения Узбекистана (организация запрещена в России как террористическая).

Можно ли содержать летучих лисиц в домашних условиях

Даже находясь в природных условиях, летучие лисицы быстро привыкают к человеку, угощаются с руки и дают себя погладить. Поэтому крыланов вполне возможно приручить и содержать в домашних условиях. Однако, прежде чем завести дома летучую лисицу, стоит хорошо подготовиться и создать условия для комфортного проживания, соорудив просторный вольер

Но эти животные могут и вступить в конфликт с человеком, поедая в больших количествах фрукты с плантаций.  Человек же, дабы сберечь урожай, вынужден обрабатывать поля химикатами, что приводит к отравлению и смерти летучих собак.

Надо отметить, что эти животные приносят и пользу экосистеме, выполняя функцию распространения  семян фруктовых деревьев и опыление растений.

Размножение

Брачный период проходит с ноября по декабрь, когда в Австралии заканчивается весна и начинается лето. Животные образуют колонии из нескольких десятков и сотен тысяч особей.

Оплодотворенные самки собираются в отдельные небольшие группы, оставаясь в них до появления потомства в апреле и мае. После этого группы распадаются.

Самка рожает только одного детеныша. Он цепляется лапками к материнской шерсти и остается висеть на груди на протяжении 4-6 недель. Далее малыш остается в колонии сам, пока мамаша улетает на кормежку. Мать узнает своего отпрыска по его писку. У каждого он индивидуален, поэтому найти детеныша среди тысяч других ей не представляет особого труда.

Летучая лисица Через 2 месяца окрепшие юные крыланы уже самостоятельно летают вокруг деревьев в колонии. Примерно в пятимесячном возрасте молочное кормление прекращается, и они переходят к самостоятельному существованию. Половая зрелость наступает в 18-24 месяцев.

Распространение

Ареал обитания охватывает северные и восточные регионы Австралии. Животные держатся поблизости побережья, но нередко в поисках еды залетают вглубь континента на 200-300 км. Наибольшее их количество наблюдается на севере страны.

Они были замечены также в Папуа – Новой Гвинее и Новой Зеландии. Их довольно много на островах, расположенных вблизи берегов Австралии. Они способны жить не только в условиях тропического, субтропического и умеренного климата, но и мигрировать черед аридные зоны пустынь и полупустынь.

Популярные статьи  Элопоморфы

Предпочтение отдается склерофильным эвкалиптовым лесам с подлеском из акаций (Acacia) и казуаринов (Casuarina), мангровым и бамбуковым зарослям.

Площадь занимаемого ими ареала превышает 3,5 млн кв. км. Массовые миграции на юг в период жаркого лета происходят с октября по апрель.

Летучая лисица

Образ жизни летучей лисицы

Летучие лисицы редко ведут дневной активный образ жизни. Днем они, укрывшись своими крыльями, висят вниз головой на потолках пещер или ветках деревьев.  Как правило, бурная жизнь у них начинается с наступлением сумерек.  

Бывает, что  крыланы не имеют постоянного места жительства и обосновываются там, где больше пропитания. Но чаще всего семейство рукокрылых выбирает одно дерево и живет на нем годами, а способность пролететь около 100 км за ночь позволяет им летать на место кормежки и возвращаться обратно «домой».

Особый почет в семействе рукокрылых получают самцы. Чем старше особь мужского пола, тем больше почестей ей отдается в стае. Крупным и взрослым крыланам достаются самые лучшие места на дереве для кормежки, самые удобные места отдыха и самые лучшие самки, которых они выбирают себе сами.

Где обитают летучие лисицы

Летучую лисицу можно встретить на Южных японских островах, в Сирии и Южном Иране, в субтропиках и тропиках на востоке от Западной Африки. Так же рукокрылых лисиц можно увидеть на полуострове Индостан и на островах Маврикий.

В зависимости от среды обитания, летучие лисицы имеют различные обличия. Так в Северной Австралии распространена очковая летучая лисица, а на Филиппинах распространен такой крупный вид  крыланов, как калонг, длина тела которого может достигать 40 см и более.  В Бирме и Индокитае обитают карликовые крыланы блинной не более 7 см. В Сулавеси же живет карликовый Сулавесский крылан, и по преданию местных жителей, встреча с ним сулит удачу. А вот в Ботаническом саду Сиднея, обитает колония сероголовых летучих лисиц, которые еще и умеют плавать.

Питание летучих лисиц

Основным питанием рукокрылых являются фрукты. Больше всего они любят спелые плоды папайи, манго, банана, авокадо  и прочих тропических растений. Крупные плоды они измельчают коренными зубами, а мелкие съедать прямо налету. Кожуру крыланы не едят, а съев мякоть, выбрасывают.

Мелкие виды крыланов могут питаться пыльцой и нектаром. Некоторые летучие лисицы поедают насекомых. В районах, где фруктов недостаточно, полностью объедают деревья.

Питьевой режим так же важен для этих млекопитающих. Пить воду они могут прямо налету и иногда для восполнения минерального баланса они пьют даже морскую воду.

Кто такая летучая лисица

Эти необычные зверки, как и летучие мыши, ведут ночной образ жизни. По мордочке и строению тела, летающая лисица похожа на собаку, в связи, с чем ее иногда называют летающей собакой. 

Летучая лисица (летучая собака) – принадлежит к отряду рукокрылых, семейству крыланов и надо отметить, что существует несколько пород данной группы животных. Крыланы являются единственной группой млекопитающих, способных передвигаться по воздуху.

Летучие лисицы, в отличие от летучих мышей, не обладают особым «радаром», помогающим  ориентироваться в пространстве. Как правило, эти рукокрылые ориентируются в окружающей среде при помощи  осязания, обоняния и зрения.  Так же у лисицы очень хорошо развит слух – самка легко узнает своего детеныша по голосу.

В жаркое время года, крылья служат лисицам опахалом,  чтобы повысить теплоотдачу,  они облизывают свои крылья и брюшко.

Поведение

Австралийские летучие лисицы ведут кочевой образ жизни, иногда собираясь в огромные колонии до 1 млн. особей. Такие громадные полчища бывают сравнительно редко, обычно животные передвигаются разрозненными группами по 20-40 едоков.

В течение суток они преодолевают расстояния до 80 км. В период созревания урожая на одной плантации может одновременно жировать до нескольких тысяч рукокрылых.

Основу рациона составляют все же не фрукты и ягоды, а пыльца и нектар цветущих эвкалиптов (Eucalypteae). В значительно меньшей степени поедаются цветы и молодые побеги различных растений. Временами вегетарианское меню немного дополняется насекомыми. Набеги на фруктовые сады совершаются в основном в период бескормицы.

Популярные статьи  Змея щитомордник

Летучие лисицы не используют эхолокацию, полностью полагаясь во время поиска пищи на свое зрение и обоняние. Между собой они общаются при помощи богатого набора звуков, поз и мимики.

Летучая лисица В отличие от многих других рукокрылых млекопитающих австралийская летучая лисица является прекрасным древолазом. Строение пальцев и ног позволяет ей очень резво передвигаться по ветвям и стволам деревьев.

Чтобы уменьшить сопротивление ветра, крыланы летают низко над землей. Особенно низким их полет становится на рассвете, когда они после ночной жировки возвращаются на отдых. Летя над поверхностью водоемов, они нередко попадают на обед крокодилам.

Быстрая реакция

Летучая лисица

Кабина МиГ-25

Уже 4 ноября 1976 года вышло довольно емкое постановление правительства. За 3—4 недели было найдено техническое решение и все рассчитано — и заводы, и кооперация, и материальное снабжение, и срок: через 2 года закончить испытания и передать самолет для производства в новом виде. И все это было выполнено строго в заданный срок.

Справились со своими заданиями и авиаремонтные заводы Министерства обороны. Они оперативно реконструировали цеха, набрали квалифи­цированную рабочую силу, обучили людей новым профессиям. За 2 года поменяли всю начинку самолетов. Авиаполки перегоняли в ремонт самолеты, а Горьковский авиазавод комплектовал с предприя­тий всей страны оборудование и поставлял его на ремзаводы. Там все это устанавливалось, стыковалось, облетывалось и отправля­лось назад — в авиаполки.

Что же касается угнанного МиГа, то он был отправлен на изучение на Горьковский авиазавод, а затем в разобранном состоянии — в Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище. В ДВВАИУ самолет использовался в качестве тренажера, а в конце 1980-х годов был списан и разобран на сувениры.

Мощное средство отражения угрозы

В конце 1950-х годов в СССР была развернута разработка военного самолета, который был бы способен отражать предполагаемую угрозу со стороны американского сверхзвукового бомбардировщика B-58 и его модернизированных последователей, а также перспективного XB-70 «Валькирия» и разведчика SR-71, которые в перспективе были способны развивать трехкратную скорость звука. ОКБ А. И. Микояна получило заказ на конструкцию истребителя, способного развивать трехкратную скорость звука и поражать цели в высотном диапазоне от 0 до 25 000 м.

Приказ по ОКБ о начале работ по созданию самолета МиГ-25 (тема Е-155) издан 10 марта 1961 года, а первый его полет состоялся 6 марта 1964 года. По своему облику Е-155 не напоминал ни один из существовавших в то время истребителей: его оснастили плоскими боковыми воздухозаборниками с горизонтальным клином, двухкилевым оперением и тонким трапециевидным крылом малого удлинения.

Летучая лисица

МиГ-25

3 апреля 1975 года за проведение государственных испытаний МиГ-25 заслуженный летчик-испытатель СССР С. А. Микоян, В. И. Петров, А. С. Бежевец были удостоены звания Героя Советского Союза. Летчик-испытатель Норайр Вагинакович Казарян был награжден орденом Ленина.

21 августа 1977 года летчик-испытатель А. Федотов установил на этой машине абсолютный мировой рекорд высоты полета — 37 650 м.

Безумству храбрых поем мы песню

Летучая лисица

МиГ-25Р

Конечно, эксплуатация такого сложного самолета не обошлась без аварий и катастроф. 30 октября 1967 года летчик Игорь Лесников должен был установить очередной рекорд скороподъемности. После взлета пилот начал резко набирать высоту, при этом он превысил допустимую скорость. Самолет стал крениться влево и перешел в пикирование. Лесников пытался исправить ситуацию, отклоняя ручку управления вправо, но из-за реверса элеронов МиГ-25 еще больше кренился влево. Лесников катапультировался, но высота была очень маленькой, и летчик погиб от удара о землю. После этой трагедии самолет МиГ-25 получил отклоняемые в разные стороны половинки стабилизатора.

26 апреля 1969 года в катастрофе МиГ-25 погиб командующий авиацией ПВО генерал Анатолий Леонидович Кадомцев. Причина катастрофы — отказ левого двигателя из-за отрыва лопатки турбины, пожар. Катастрофе также способствовала низкая подготовка генерала — он выполнял всего второй самостоятельный вылет на данном типе самолета, с перерывом более года. Комиссией по расследованию авиапроисшествия было установлено, что за восемь минут полета Кадомцев сделал 23 ошибки и так и не катапультировался, хотя имел полную возможность для этого.

30 мая 1973 года во время испытательного полета (ЛИИ, аэродром Ахтубинск) на скорости 1100 км/ч и высоте около километра МиГ-25П, пилотируемый А. Кузнецовым, вошел в неконтролируемое вращение. Летчик катапультировался, но из-за большой угловой скорости вращения неудачно — система спасения опустила на парашюте уже мертвого пилота со следами удара головой о конструкцию самолета и сломанными руками.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Летучая лисица
Кролики